Буллинг как социокультурный феномен и его связь с чертами личности у младших школьников
Тип публикации: статья
Информация об авторе(ах)
Марина Львовна Бутовская | marina.butovskaya@gmail.com | профессор, д. и. н., заведующая сектором кросс-культурной психологии и этологии человека | Институт этнологии и антропологии РАН (Ленинский пр. 32а, Москва, 119991, Россия)
Елена Львовна Луценко | lelu@list.ru | доцент, к. психол. н., доцент кафедры прикладной психологии | Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина, 61077, г. Харьков, пл. Свободы, 4
Карина Евгеньевна Ткачук | tkachukkarina@gmail.com | магистр психологии | Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина, 61077, г. Харьков, пл. Свободы, 4
Ключевые слова
буллинг, травля, агрессия, младший школьный возраст, личностные черты, атмосфера в семье
Аннотация
Феномен буллинга – травли, запугивания и третирования других (чаще всего, более слабых) членов коллектива – в последние десятилетия стал объектом детального изучения антропологов, психологов, этологов, социологов. В статье показана распространенность этого явления в человеческих обществах. Цель данного исследования – анализ буллинга как социокультурного феномена и выявление особенностей травли в коллективах младших школьников. Авторы приходят к выводу, что все дети 8–10 лет умеют пользоваться средствами буллинга, но настоящими буллерами являются лишь около 13% из них. Наибольшее распространение в этом возрасте (порядка 40%) имеют вербальные издевательства – как наиболее безопасные и остающиеся безнаказанными для буллера; на втором месте (около 20% каждый) стоят физическая агрессия и моральное подавление; на последнем месте (около 15%) – запреты и остракизм, требующие для своей реализации коллективных согласованных действий. Делается вывод о том, что разработка действенных мер борьбы с этим явлением требует активного участия антропологов и хорошего знания социокультурного контекста.
Информация о финансовой поддержке
Статья подготовлена в рамках гранта РФФИ № 10-06-00010 “Поведенческие, морфофизиологические и генетические составляющие агрессивного поведения человека (с учетом культурного и экологического контекста)”
Как процитировать на кириллице
Бутовская М.Л., Луценко Е.Л., Ткачук К.Е. Буллинг как социокультурный феномен и его связь с чертами личности у младших школьников // Этнографическое обозрение. 2012. № 5. С. 139-150
Как процитировать на латинице
Butovskaya, M.L., Lutsenko, O.L., Tkachuk, K.E. 2012. Bullying as a Sociocultural Phenomenon and Its Relation to Personality Traits among Younger School Children. Etnograficheskoe obozrenie 5: 139-150
Доступ к публикации на портале eLIBRARY.ru