Цветовые этнонимы у тюркских народов: опыт обобщения и концептуализации
DOI: https://doi.org/10.31857/S0869541525020081
EDN: TKKUDB
Тип публикации: статья
Статья поступила: 15.01.2024
Принята к публикации: 21.10.2024
Информация об авторе(ах)
Владимир Владимирович Тишин | https://orcid.org/0000-0001-7344-0996 | tihij-511@mail.ru | к. и. н., старший научный сотрудник отдела истории, этнологии и социологии | Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (ул. Сахьяновой 6, Улан-Удэ, 670047, Россия)
Баир Зориктоевич Нанзатов | https://orcid.org/0000-0001-8012-2515 | nanzatov@yandex.ru | к. и. н., старший научный сотрудник отдела истории, этнологии и социологии | Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (ул. Сахьяновой 6, Улан-Удэ, 670047, Россия)
Ключевые слова
этнонимика, тюркские народы, идентичность, цветовые маркеры, семантика, хронология
Аннотация
В данной статье предлагается попытка обобщения использования цветовых маркеров в этнонимике тюркских народов и рассмотрение данной практики в историко-культурном контексте, т.е. с учетом хронологии и географии ее фиксации. За основу взяты двухкомпонентные этнонимы, в которых слово, обозначающее цвет, выполняет функцию детерминатива. В этнонимической номенклатуре тюркских народов доминируют такие маркеры, как qara – “черный”, sarïγ – “желтый”, aq – “белый”, реже qïzïl – “красный” и kök – “голубой”. Исторически раньше фиксируется оппозиция “черный–желтый”, позднее – “черный–белый”. Во все периоды слово qara, исходя из первоначальной семантики, показывает значение “обыкновенный, простой, ничем не отличающийся”, подразумевающее контекстуальную оппозицию. В одних случаях маркер может добавляться к названиям групп, отделившихся от исходного, обозначаемого основным этнонимом сообщества (иногда имеющих иерархически подчиненный ему статус), в других – так обозначаются исходные сообщества, противопоставляющиеся носителям такого же именования, но с другими маркерами (маркер + исходный этноним). Говорить о выявлении каких-либо определенных закономерностей, по мнению авторов, в настоящий момент оснований нет. Объяснения, сводящие существование цветовых этнонимов к обозначению политико-административного деления или символике пространственной ориентации, остаются на уровне гипотез и не могут быть применены ко всем случаям.
Информация о финансовой поддержке
Российский научный фонд, https://doi.org/10.13039/501100006769 [проект № 24-28-00385] (https://rscf.ru/project/24-28-00385)
Как процитировать на кириллице
Тишин В.В., Нанзатов Б.З. Цветовые этнонимы у тюркских народов: опыт обобщения и концептуализации // Этнографическое обозрение. 2025. № 2. С. 138–159. https://doi.org/10.31857/S0869541525020081 EDN: TKKUDB
Как процитировать на латинице
Tishin, V.V., and B.Z. Nanzatov. 2025. Tsvetovye etnonimy u tiurkskikh narodov: opyt obobshcheniia i kontseptualizatsii [Color Ethnonyms among the Turkic Peoples: An Attempt at Generalization and Conceptualization]. Etnograficheskoe obozrenie 2: 138–159. https://doi.org/10.31857/S0869541525020081 EDN: TKKUDB
Доступ к публикации на портале eLIBRARY.ru