Главная    Номер 1, 2020

Можжевеловые кресты и магическая развилка: семантика и ритуальная практика

DOI: https://doi.org/10.31857/S086954150008760-6

Тип публикации: статья

Статья поступила: 23.05.2019

Принята к публикации: 19.09.2019

Информация об авторе(ах)

Алексей Петрович Конкка | http://orcid.org/0000-0002-6837-5656 | aleksikonkka@hotmail.com | к. и. н., старший научный сотрудник | Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН (Пушкинская ул. 11, Петрозаводск, 185000, Россия)

Ключевые слова

карелы, вепсы, можжевеловый крест, намогильный знак с развилкой, применение развилки в магии, семантика развилки

Аннотация

На территории проживания карел-людиков, вепсов и тихвинских карел в Карелии и Ленинградской обл. автором были обнаружены можжевеловые намогильные кресты, у южных вепсов и в лютеранских приходах в Ингерманландии такие кресты иногда заменялись окоренной веткой можжевельника. Можжевеловые кресты устанавливались и на могилах сету в юго-восточной Эстонии, у которых, вероятно, раньше существовал культ этого дерева. У тихвинских карел зафиксированы раздвоенные можжевеловые кресты, бытовавшие также у южных коми. Типологически они сходны с намогильными карельскими карсикко и вожа пу коми – деревьями с развилкой. Деревья на могиле маркировали рубеж потустороннего мира, а многочисленные данные о ритуальном применении развилки дерева, реки, дороги и связанные с ней представления говорят о том, что в мифологическом сознании она являлась обиталищем некой эманации трансцендентной силы, границей миров, местом контакта с супранормальным, а также локусом, с помощью которого происходило очищение и перерождение в новое качество.

Конкка А.П. Можжевеловые кресты и магическая развилка: семантика и ритуальная практика // Этнографическое обозрение. 2020. No 1. С. 95–113. https://doi.org/10.31857/S086954150008760-6

Как процитировать на латинице

Konkka, A.P. 2020. Juniper Crosses and the Magical Fork: Semantics and Ritual Practice [Mozhzhevelovye kresty i magicheskaia razvilka: semantika i ritual’aia praktika]. Etnograficheskoe obozrenie 1: 95–113. https://doi.org/10.31857/S086954150008760-6

Доступ к публикации на портале eLIBRARY.ru