Главная    Номер 2, 2011

Русская идентичность в дореволюционном учебнике по истории Д.И. Иловайского

Тип публикации: статья

Информация об авторе(ах)

Александр Валерьевич Матвеев | matveev.alex@inbox.ru | аспирант кафедры теории, истории культуры и этнологии | Вологодский государственный педагогический университет

Ключевые слова

система образования, идентичность, конструктивизм, социальная мобилизация, контент-анализ, этногенез и этническая история русских, качества и характеристики русского народа, образ врага

Аннотация

Данная работа посвящена исследованию содержания школьного курса Отечественной истории, изучаемого в российских школах во второй половине XIX -начале XX в. Автор пытается понять идеологическую наполненность термина «русский» в контексте политики социальной интеграции на основе единой русской идентичности. Проводится контент-анализ с целью определения возможных вариантов употребления категории «русский» в тексте учебника. Подробно рассматриваются основные аспекты этнического содержания учебника — рассуждения автора о происхождении и развитии русского этноса, этнических качествах русских, взаимоотношении с другими этносами. В конце статьи делается вывод о «надэтническом» характере категории «русский», означающей «согражданство», принадлежность к которому осуществляется на основе общеразделяемых ценностей русского этноса (прежде всего православия и самодержавия). Набор этих ценностей и трактовка русскости в целом были обусловлены официальной идеологией.

Матвеев А.В. Русская идентичность в дореволюционном учебнике по истории Д.И. Иловайского // Этнографическое обозрение. 2011. № 2. С. 67-74

Как процитировать на латинице

Matveev, A.V. 2011. Russian Identity in a History Textbook of the Prerevolutionary Period by D.I. Ilovaiskii. Etnograficheskoe obozrenie 2: 67-74

Доступ к публикации на портале eLIBRARY.ru