Русская идентичность в дореволюционном учебнике по истории Д.И. Иловайского
Тип публикации: статья
Информация об авторе(ах)
Александр Валерьевич Матвеев | matveev.alex@inbox.ru | аспирант кафедры теории, истории культуры и этнологии | Вологодский государственный педагогический университет
Ключевые слова
система образования, идентичность, конструктивизм, социальная мобилизация, контент-анализ, этногенез и этническая история русских, качества и характеристики русского народа, образ врага
Аннотация
Данная работа посвящена исследованию содержания школьного курса Отечественной истории, изучаемого в российских школах во второй половине XIX -начале XX в. Автор пытается понять идеологическую наполненность термина «русский» в контексте политики социальной интеграции на основе единой русской идентичности. Проводится контент-анализ с целью определения возможных вариантов употребления категории «русский» в тексте учебника. Подробно рассматриваются основные аспекты этнического содержания учебника — рассуждения автора о происхождении и развитии русского этноса, этнических качествах русских, взаимоотношении с другими этносами. В конце статьи делается вывод о «надэтническом» характере категории «русский», означающей «согражданство», принадлежность к которому осуществляется на основе общеразделяемых ценностей русского этноса (прежде всего православия и самодержавия). Набор этих ценностей и трактовка русскости в целом были обусловлены официальной идеологией.
Как процитировать на кириллице
Матвеев А.В. Русская идентичность в дореволюционном учебнике по истории Д.И. Иловайского // Этнографическое обозрение. 2011. № 2. С. 67-74
Как процитировать на латинице
Matveev, A.V. 2011. Russian Identity in a History Textbook of the Prerevolutionary Period by D.I. Ilovaiskii. Etnograficheskoe obozrenie 2: 67-74
Доступ к публикации на портале eLIBRARY.ru