Образ восприятия китайцев в книге С.В. Максимова “На Востоке. Поездка на Амур: дорожные заметки и воспоминания” (1860–1861)
Тип публикации: статья
Статья поступила: 12.05.2025
Принята к публикации: 04.08.2025
Информация об авторе(ах)
Анна Анатольевна Забияко | http://orcid.org/0000–0002–8520–930X | a.a.sciencia@yandex.ru | д. филол. н., профессор, заведующая кафедрой литературы и мировой художественной культуры, главный научный сотрудник Центра изучения дальневосточной эмиграции | ФГБОУ ВО “Амурский государственный университет” (Игнатьевское шоссе 21, Благовещенск, 675027, Россия)
Ключевые слова
образ восприятия, китайцы, маньчжуры, русские, Айгунский договор, Маймачен, этнические стереотипы, художественная этнография
Аннотация
В статье представлены результаты исследования образа восприятия китайцев в книге С.В. Максимова “На Востоке. Поездка на Амур: дорожные заметки и воспоминания” – одного из первых художественно-этнографических произведений русских писателей-дальневосточников. Автор статьи выделяет особенности стратегии писателя-этнографа, основанной на использовании двух повествующих инстанций: непосредственного наблюдателя-зеваки и государственно мыслящего, знающего историческую и политическую ситуацию исследователя. Быт и повседневные практики китайского населения приграничного города по большому счету вызывают неприятие у “наблюдателя-зеваки”; выявленные в китайцах черты его “обывательское сознание” склонно абсолютизировать. При этом “ученый-государственник”, призванный к поиску универсалий человеческого общения, обнаруживает самую главную (по его мнению) черту национального характера китайцев – патриотизм как любовь и преданность родной земле, родной культуре, своему народу. Противопоставляя патриотизм склонности многих русских соотечественников за рубежом растворяться в инокультуре, С.В. Максимов подспудно утверждает ведущую роль любви к отечеству, к родной культуре и истории в понимании и воспитании “народности” – т.е. рассматривает его в качестве основы этнической идентичности и этничности, способных влиять на внешне- и внутриполитические успехи России и русского народа в целом и во взаимодействии с Китаем и китайцами в частности. Делается вывод: дорожные заметки и воспоминания С.В. Максимова – это не только ценный этнографический источник сугубо сциентистского характера, фиксирующий исторические реалии середины XIX в. и универсалии русско-китайского взаимодействия и взаимопознания, но и прозаическое произведение, запечатлевшее самое начало формирования художественно-этнографического направления в литературе дальневосточного фронтира, которое позднее получило развитие в произведениях В.К. Арсеньева, Н.А. Байкова, П.В. Шкуркина, В. Марта.
Как процитировать на кириллице
Забияко А.А. Образ восприятия китайцев в книге С.В. Максимова “На Востоке. Поездка на Амур: дорожные заметки и воспоминания” (1860–1861). 2025. № 5. С. 102–122. https://doi.org/10.7868/S3034627425050067
Как процитировать на латинице
Zabiyako, А.А. 2025. Obraz vospriiatia kitaitsev v knige S.V. Maksimova “Na Vostoke. Poezdka na Amur: dorozhnye zametki i vospominaniia” (1860–1861) [Image of Perception of the Chinese in Maksimov’s Book “In the East: A Trip to Amur: Travel Notes and Memoirs”, 1860–61]. Etnograficheskoe obozrenie 5: 102–122. https://doi.org/10.7868/S3034627425050067
Доступ к публикации на портале eLIBRARY.ru