Ирландские танцы в современном мире: в пабе, на соревнованиях, на сцене
Тип публикации: статья
Статья поступила: 30.03.2025
Принята к публикации: 29.07.2025
Информация об авторе(ах)
Александра Андреевна Глазовская | http://orcid.org/0000-0002-9823-5160 | a.glazovskaya@icloud.com | независимый исследователь (Москва, Россия)
Ключевые слова
ирландский танец, коммодификация, транслокальность, шоу Риверданс, Ирландия
Аннотация
Образ Ирландии, сформировавшийся в массовой культуре, тесно связан с ирландскими танцами – одной из “визитных карточек” страны. Однако ставшие популярными после выхода в свет шоу “Риверданс” (Riverdance) в 1994 г., эти танцы давно перестали быть собственно ирландскими. На последних чемпионатах мира по ирландским танцам соревнуются представители более 30 стран (около 6000 танцоров), а шоу “Риверданс” продолжает гастрольную деятельность и является самым прибыльным экспортным продуктом Ирландии. Танец, который мы видим на сцене сегодня и который ассоциируется с Ирландией, сформировался в начале ХХ в. в процессе обретения этой страной независимости. Однако его функции в современном мире с тех пор изменились. Оказавшись на глобальной сцене на волне экономического взлета (“эффект кельтского тигра”, Celtic Tiger), он стал отражением глобальных западных трендов – полной противоположности устоявшимся представлениям об исполнении танца в Ирландии: past, catholic, rural (букв. “старое, католическое, деревенское”), и превратился в коммодифицированный и “бродвеезированный” продукт. В развитии ирландского танца в XXI в. прослеживается тренд, с одной стороны, на сохранение традиций, с другой – на поиск инноваций и достижение коммерческого успеха.
Как процитировать на кириллице
Глазовская А.А. Ирландские танцы в современном мире: в пабе, на соревнованиях, на сцене // Этнографическое обозрение. 2025. № 4. С. 57–73. https://doi.org/10.31857/S0869541525040052
Как процитировать на латинице
Glazovskaya, A.A. 2025. Irlandskie tantsy v sovremennom mire: v pabe, na sorevnovaniiakh, na stsene [Irish Dance in the Modern World: Setting of Pub, Competition, and Stage]. Etnograficheskoe obozrenie 4: 57–73. https://doi.org/10.31857/S0869541525040052
Доступ к публикации на портале eLIBRARY.ru