Школьный музей в Красногорске, мой дед и я: мотивации и механизмы производства космического наследия
DOI: https://doi.org/10.31857/S0869541525020054
EDN: TKRRLU
Тип публикации: статья
Статья поступила: 25.01.2025
Принята к публикации: 04.02.2025
Информация об авторе(ах)
Валентина Александровна Танайлова | http://orcid.org/0000-0002-2872-8461 | v.tanaylova@iea.ras.ru | стажер-исследователь центра этнополитических исследований | Институт этнологии и антропологии РАН (Ленинский пр. 32а, Москва, 119991, Россия) | младший научный сотрудник лаборатории социокультурной антропологии | Московский государственный лингвистический университет (ул. Остоженка 38, стр. 1, Москва, 119034, Россия)
Ключевые слова
производство космического наследия, авторизованный дискурс наследия, акторы, политика наследия, эмоции наследия, музеи, автоэтнография
Аннотация
Статья посвящена кейсу, внутри которого переплетаются процессы производства космического наследия российским государством и производства семейного наследия автором. В своем исследовании я анализирую деятельность и мотивацию четырех акторов наследия: институций, непосредственно реализующих государственную позицию в области космического наследия, школьного музея космической истории в Красногорске, моего деда, долгое время работавшего инженером и референтом у С.П. Королева, и меня. Оптика исследования определяется, с одной стороны, работами, касающимися связей и особенностей взаимодействия наследия и политики, а с другой – работами, посвященными изучению роли эмоций и аффектов в процессах производства наследия. Концепция авторизованного дискурса наследия (АДН) используется автором для различения акторов внутри кейса, причем анализируемый материал не всегда укладывается в концептуальную рамку. Так, одним из важных элементов концепции АДН является тезис о доминировании в процессах производства наследия экспертного сообщества и о гегемонии производимого ими экспертного знания. Мое же исследование показывает, что в рассматриваемом кейсе четкое проведение границ между экспертами и неэкспертами не всегда возможно, а приобщение акторов к авторизованному дискурсу или отчуждение от него не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. В этой работе я ставлю перед собой несколько вопросов: как процесс производства наследия осуществляется разными акторами? как акторы связаны между собой? какое место занимают в производстве наследия этими акторами чувства и эмоции и как они соотносятся с мотивацией для включения в этот процесс? Источниками для исследования послужили интервью с работниками музеев, сотрудниками школы № 18 в Красногорске и с моими родственниками, архивные материалы, в том числе принадлежащие моей семье. Важное место в работе занимает автоэтнография.
Информация о финансовой поддержке
Российский научный фонд, https://doi.org/10.13039/501100006769 [проект № 24-28-01577]
Как процитировать на кириллице
Танайлова В.А. Школьный музей в Красногорске, мой дед и я: мотивации и механизмы производства космического наследия // Этнографическое обозрение. 2025. № 2. С. 77–96. https://doi.org/10.31857/S0869541525020054 EDN: TKRRLU
Как процитировать на латинице
Tanaylova, V.A. 2025. Shkol’nyi myzei v Krasnogorske, moi ded i ya: motivatsii i mekhanizmy proizvodstva kosmicheskogo naslediia [A School Museum in Krasnogorsk, My Grandfather, and Me: Motivations and Mechanisms of Space Heritage Production]. Etnograficheskoe obozrenie 2: 77–96. https://doi.org/10.31857/S0869541525020054 EDN: TKRRLU
Доступ к публикации на портале eLIBRARY.ru