Главная    Номер 1, 2025

Музыкально-песенный фольклор в контексте похоронно-поминальной традиции закамских удмуртов

DOI: https://doi.org/10.31857/S0869541525010099

EDN: URJHIP

Тип публикации: статья

Статья поступила: 06.05.2024

Принята к публикации: 02.08.2024

Информация об авторе(ах)

Николай Владимирович Анисимов | https://orcid.org/0000-0002-6060-3562 | kyldysin@yandex.ru | PhD, старший научный сотрудник отдела фольклористики | Эстонский литературный музей (ул. Ванемуйзе 42, Тарту, 51003, Эстония) | научный сотрудник отдела филологических исследований | Удмуртский институт истории, языка и литературы, Удмуртский федеральный исследовательский центр УрО РАН (ул. Ломоносова 4, Ижевск, 426004, Россия)

Ирина Вячеславовна Пчеловодова | https://orcid.org/0000-0002-5553-0100 | orimush@mail.ru | к. филол. н., старший научный сотрудник отдела филологических исследований | Удмуртский институт истории, языка и литературы, Удмуртский федеральный исследовательский центр УрО РАН (ул. Ломоносова 4, Ижевск, 426004, Россия)

Ключевые слова

закамские удмурты, культ предков, похоронно-поминальные обряды, коммуникация с миром мертвых, песенный фольклор, похоронно-поминальные песни

Аннотация

Статья посвящена описанию и анализу музыкально-песенного фольклора закамских удмуртов в контексте похоронно-поминальной обрядности. На примере имеющихся публикаций, архивных и полевых материалов рассматриваются функционирование, символика, терминологические и музыкально-поэтические аспекты песен/напевов внутри обрядов погребения и поминовения. Изученные нами источники свидетельствуют о сильном влиянии соседней тюркской песенной культуры. Анализ похоронно-поминальных песен закамских удмуртов показал, что одного типового напева не существует и можно говорить о бытовании нескольких локальных характерных напевов. В большинстве случаев в качестве похоронно-поминальных исполняются гостевые напевы, лирические и авторские песни. Последние в музыкальном отношении имеют непосредственную связь с культурой соседних тюркских этносов (татар, башкир, отчасти чувашей). Включение авторских песен в ритуальный контекст объясняется тем, что они позволяют выразить сильные эмоции, проявление которых в повседневной жизни не приветствуется. В целом исследование подтвердило коммуникативную роль исполнения песен в сакральном диалоге миров в рамках похоронно-поминальной обрядности.

Анисимов Н.В., Пчеловодова И.В. Музыкально-песенный фольклор в контексте похоронно-поминальной традиции закамских удмуртов // Этнографическое обозрение. 2025. № 1. С. 177–197. https://doi.org/10.31857/S0869541525010099 EDN: URJHIP

Как процитировать на латинице

Anisimov, N.V., and I.V. Pchelovodova. 2025. Myzykal’no-pesennyi folklor v kontekste pohoronno-pominal’noi traditsii zakamskikh udmurtov [Musical-Song Folklore in the Context of Funeral-Memorial Tradition of the Eastern Udmurts]. Etnograficheskoe obozrenie 1: 177–197. https://doi.org/10.31857/S0869541525010099 EDN: URJHIP

Доступ к публикации на портале eLIBRARY.ru