Советская музейная этнография на VII Международном конгрессе антропологических и этнографических наук: реставрация и консервация дисциплинарного наследия под “взглядом” Запада
DOI: https://doi.org/10.31857/S0869541524020048
EDN: CLFMXC
Тип публикации: статья
Статья поступила: 09.01.2024
Принята к публикации: 18.01.2024
Информация об авторе(ах)
Станислав Сергеевич Петряшин | http://orcid.org/0000-0003-4410-7224 | s-petryashin@yandex.ru | к. и. н., научный сотрудник | Институт этнологии и антропологии РАН (Ленинский пр. 32а, Москва, 119991, Россия) | научный сотрудник отдела этнографии русского народа | ФГБУК “Российский этнографический музей” (ул. Инженерная 4/1, Санкт-Петербург, 191186, Россия)
Ключевые слова
история антропологии, антропологический конгресс, музейная этнография, реставрация, консервация, Государственный музей этнографии
Аннотация
Советская музейная этнография на VII Международном конгрессе антропологических и этнографических наук в Москве (1964) в статье рассматривается как дискуссионное пространство, в котором этнографы и музейщики представляли и обсуждали разные взгляды на прошлое и настоящее своей дисциплины. Архивный материал исследуется при помощи концептов реставрации и консервации – риторических стратегий, предполагающих различные формы интерпретации дисциплинарного наследия и проекты действий. Проекты “возрождения” Музея народов СССР в Москве и издания “Материалов по этнографии” в Ленинграде отсылали по большей части к этнографии 1920-х годов, репрессированной и раскритикованной в процессе перехода к марксистской методологии в 1930-е годы. Стратегия реставрации подводила к признанию не проговариваемого в открытую отставания от западной антропологии и музейного дела. В качестве решения проблемы предлагалась реконструкция фрагментов прошлого. Стратегия консервации, наоборот, видела советскую музейную этнографию опережающей зарубежную. Наследие “марксизации” 1930-х годов, согласно этой риторике, выступало залогом побед в прошлом и настоящем, а его критика и неприятие лишали советскую этнографию ее преимуществ. Таковым позитивным наследием, в частности, признавались музейные практики исследования и репрезентации культуры и быта колхозников и рабочих, активное использование манекенов и обстановочных сцен для показа социальных отношений.
Информация о финансовой поддержке
Российский научный фонд, https://doi.org/10.13039/501100006769 [проект No 22-18-00241]
Как процитировать на кириллице
Петряшин С.С. Советская музейная этнография на VII Международном конгрессе антропологических и этнографических наук: реставрация и консервация дисциплинарного наследия под “взглядом” Запада // Этнографическое обозрение. 2024. No 2. С. 68–88. https://doi.org/10.31857/S0869541524020048 EDN: CLFMXC
Как процитировать на латинице
Petriashin, S.S. 2024. Sovetskaia muzeinaia etnografiia na VII Mezhdunarodnom kongresse antropologicheskikh i etnograficheskikh nauk: restavratsiia i konservatsiia distsiplinarnogo naslediia pod “vzgliadom” Zapada [Soviet Museum Ethnography at the VII International Congress of Anthropological and Ethnographic Sciences: Restoration and Conservation of Disciplinary Heritage under the “Gaze” of the West]. Etnograficheskoe obozrenie 2: 68–88. https://doi. org/10.31857/S0869541524020048 EDN: CLFMXC
Доступ к публикации на портале eLIBRARY.ru