Разделить и стереть: формирование агентности у детей и взрослых с ментальными нарушениями
DOI: https://doi.org/10.31857/S0869541523050111
EDN: YDSJQB
Тип публикации: статья
Статья поступила: 25.10.2022
Принята к публикации: 04.04.2023
Информация об авторе(ах)
Кирилл Алексеевич Петров | https://orcid.org/0000-0002-4178-1726 | kpetrov@eu.spb.ru | к. филос. н., научный сотрудник центра исследований науки и технологий | Европейский университет в Санкт-Петербурге (ул. Гагаринская 6/1a, Санкт-Петербург, 191187, Россия) | научный сотрудник центра перспективных социальных исследований Института общественных наук | Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (пр. Вернадского 82/1, Москва, 119571, Россия)
Ключевые слова
агентность, инвалидность, акторно-сетевая теория, локальность, согласование, ментальные нарушения
Аннотация
В статье предлагаются описание и анализ практик по формированию агентности, применяемых в Центре развития и социализации детей и взрослых с ментальными нарушениями. В исследовательском фокусе находится взаимодействие психологов и подопечных, опосредованное разнообразными артефактами и техническими объектами. Показано, что формирование агентности может быть разделено на несколько этапов: во-первых, сотрудники Центра локализуют взаимодействие, создавая с помощью гетерогенных акторов пространственно и темпорально ограниченную среду; во-вторых, при помощи ритуализированных практик они согласовывают действия всех акторов; в-третьих, психологи, занимающиеся с подопечными, “стирают следы” работы, выполняемой техническими устройствами. Эта процедура позволяет выделить действие, которому впоследствии будет приписано ключевое значение в процессе согласования. Приписывание, или атрибутирование, оказывается заключительным этапом работы, выполняемой внутри локальностей. Таким образом, внутри Центра агентность проявляется как эффект, возникающий при включении актора в локальные пространства, разделении присутствия с другими, распределении активности и последующей редукции к действию индивида.
Информация о финансовой поддержке
Грант Министерства науки и высшего образования Российской Федерации [№ соглашения: 075-15-2022-326]
Как процитировать на кириллице
Петров К.А. Разделить и стереть: формирование агентности у детей и взрослых с ментальными нарушениями // Этнографическое обозрение. 2023. № 5. С. 178–193. https://doi.org/10.31857/S0869541523050111 EDN: YDSJQB
Как процитировать на латинице
Petrov, K.A. 2023. Razdelit’ i steret’: formirovanie agentnosti u detei i vzroslykh s mental’nymi narusheniiami [Share and Erase: Agency Formation among Children and Adults with Mental Disorders]. Etnograficheskoe obozrenie 5: 178–193. https://doi.org/10.31857/S0869541523050111 EDN: YDSJQB
Доступ к публикации на портале eLIBRARY.ru