Сакрализация секулярного в современной России: “осквернение” вечного огня
DOI: https://doi.org/10.31857/S0869541523020045
EDN: QQOWZO
Тип публикации: статья
Статья поступила: 24.11.2022
Принята к публикации: 15.03.2023
Информация об авторе(ах)
Никита Викторович Петров | http://orcid.org/0000-0002-2467-9535 | nik.vik.petrov@gmail.com | к. филол. н., заведующий Лабораторией теоретической фольклористики ШАГИ ИОН | Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (пр. Вернадского 82, Москва, 119571, Россия) | старший научный сотрудник | Европейский университет в Санкт-Петербурге (ул. Гагаринская 6/1a, Санкт-Петербург, 191187, Россия)
Борис Сергеевич Пейгин | http://orcid.org/0000-0003-1493-6283 | bspeigin@gmail.com | младший научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ ИОН | Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (пр. Вернадского 82, Москва, 119571, Россия)
Ключевые слова
осквернение, Вечный огонь, святотатство, правоприменитель, закон, секулярное сакральное, норма, современная Россия
Аннотация
В статье рассматриваются более 100 случаев “осквернения” Вечного огня в России 2010–2020-х годов. В контексте уголовных дел, связанных с богохульством и осквернением святынь, начиная с “панк-молебна” “Pussy Riot”, дела об “осквернении” Вечного огня позволяют увидеть, во-первых, как формируются аргументация и язык, которые используют СМИ и правоохранители в правовой дискуссии о секулярном сакральном, во-вторых, как происходит сдвиг от символического к материальному в отношении символов памяти в современном российском обществе. Авторы показывают, как и на каком основании преследуются сегодня в России “осквернители” Вечного огня, какие меры наказания к ним применяются. Несмотря на наличие в УК РФ специальных норм, в одних случаях такие деяния квалифицируются в соответствии с этими нормами, в других – как вандализм или надругательство над телами умерших и местами их захоронения, в третьих – как административные правонарушения. Правоприменители отчетливо считывают смысл этих актов (как покушение на сакральное), однако в российском законе отсутствует легальное определение понятия “осквернение” (при наличии самого термина), что, по-видимому, и приводит к применению различных норм для наказания виновных. Так как случаи осквернения Вечного огня интерпретируются правоприменителями как святотатственные, нам представляется уместным предложить для них общий термин “мемориальное святотатство”, под которым мы подразумеваем неконвенциональные действия с мемориальными комплексами и их элементами, в частности Вечным огнем, влекущие за собой репрессивные меры.
Информация о финансовой поддержке
Исследование проведено при финансовой поддержке следующих организаций и грантов
Российский научный фонд, https://doi.org/10.13039/501100006769 [проект № 21-18-00508]
Как процитировать на кириллице
Петров Н.В., Пейгин Б.С. Сакрализация секулярного в современной России: “осквернение” Вечного огня // Этнографическое обозрение. 2023. № 2. С. 66–92. https://doi.org/10.31857/S0869541523020045 EDN: QQOWZO
Как процитировать на латинице
Petrov, N.V., and B.S. Peigin. 2023. Sakralizatsiia sekuliarnogo v sovremennoi Rossii: “oskvernenie” Vechnogo ognia [The Sacralization of the Secular in Contemporary Russia: The “Desecration” of the Eternal Flame]. Etnograficheskoe obozrenie 2: 66–92. https://doi.org/10.31857/S0869541523020045 EDN: QQOWZO
Доступ к публикации на портале eLIBRARY.ru