Профессиональное и личное: опыт полевой работы на Чукотке всей семьей
Тип публикации: статья
Статья поступила: 07.11.2019
Принята к публикации: 09.04.2020
Информация об авторе(ах)
Елена Андреевна Давыдова | http://orcid.org/0000-0002-9299-7551 | elenav0202@gmail.com | к. и. н., научный сотрудник | Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Университетская наб. 3, Санкт-Петербург, 199034, Россия) | научный сотрудник | Чукотский филиал ФГАОУ ВО “Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова” (ул. Студенческая 3, Анадырь, 689000, Россия)
Владимир Николаевич Давыдов | https://orcid.org/0000-0003-2738-4609 | davydov.kunstkamera@gmail.
com | к. соц. н., Ph.D., заместитель директора по научной работе | Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Университетская наб. 3, Санкт-Петербург, 199034, Россия) | научный сотрудник | Чукотский филиал ФГАОУ ВО “Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова” (ул. Студенческая 3, Анадырь, 689000, Россия)
Ключевые слова
Арктика, Чукотка, методы полевой работы, рефлексия поля, автоэтнография, производство знания, антропология пищи, автономность, пищевая безопасность
Аннотация
В данной статье рассматривается специфика этнографической работы, осуществляемой исследователем вместе с членами своей семьи. Рефлексируя над собственным опытом, полученным во время трех экспедиционных выездов (2017–2019 гг.) на Чукотку общей продолжительностью полгода, мы анализируем, как присутствие в поле семьи антрополога, и главным образом ребенка, влияет на процесс этнографической работы и сбора материалов. Обсуждение сфокусировано на методах полевого исследования, специфика которых была во многом обусловлена тем, что мы находились в поле вместе с сыном. При этом за время трех экспедиций способы взаимодействия с информантами претерпели существенные трансформации. Анализ контекста проделан ной этнографической работы позволил проследить эволюцию как наших взглядов на “поле с детьми”, так и применяемых нами исследовательских подходов. В статье рас смотрено, как ребенок, обладая субъектностью, определяет методы полевой работы, фокус наблюдений и даже в определенной степени влияет на процесс антропологической интерпретации. На примере нашей экспедиционной деятельности в селах и тундре показано, что сбор этнографических данных в условиях вынужденного присутствия в поле ребенка исследователя требует поиска автономности и выработки стратегий пищевой безопасности. Мы не столько описываем положительные и отрицательные стороны, а также вызовы полевой работы, осуществляемой в сопровождении членов семьи, сколько стремимся показать, каким образом антропологическое знание производится в процессе сотрудничества родителей-исследователей, их детей и информантов.
Информация о финансовой поддержке
Исследование проведено при финансовой поддержке следующих организаций и грантов:
Российский научный фонд, https://doi.org/10.13039/501100006769 [проект No 19-78-10002]
Как процитировать на кириллице
Давыдова Е.А., Давыдов В.Н. Профессиональное и личное: опыт полевой работы на Чукотке всей семьей // Этнографическое обозрение. 2020. No 3. С. 121–140. https://doi.org/10.31857/S086954150010052-7
Как процитировать на латинице
Davydova, E.A., and V.N. Davydov 2020. The Professional and the Personal: An Experience of Fieldwork in Chukotka with the Entire Family [Professional’noe i lichnoe: opyt polevoi raboty na Chukotke vsei sem’ei]. Etnograficheskoe obozrenie 3: 121–140. https://doi.org/10.31857/S086954150010052-7
Доступ к публикации на портале eLIBRARY.ru