Главная    Номер 5, 2019

Эмпатия, тревожность и агрессия у московских студентов

DOI: https://doi.org/10.31857/S086954150007385-3

Информация об авторе(ах)

Валентина Николаевна Буркова | https://orcid.org/0000-0003-4777-0224 | burkovav@gmail.com | к.и.н., старший научный сотрудник | Институт этнологии и антропологии РАН (Ленинский пр. 32а, Москва, 119991, Россия)

Марина Львовна Бутовская | https://orcid.org/0000-0002-5528-0519 | marina.butovskaya@gmail.com |
д.и.н., профессор, заведующая сектором кросс-культурной психологии и этологии человека | Институт этнологии и антропологии РАН (Ленинский пр. 32а, Москва, 119991, Россия)

Дарья Алексеевна Дронова | https://orcid.org/0000-0002-9730-1138 | dariadronova@yandex.ru | младший научный сотрудник | Институт этнологии и антропологии РАН (Ленинский пр. 32а, Москва, 119991, Россия)

Юлия Игоревна Апалькова | https://orcid.org/0000-0003-3839-8360 | julia.apalkova@gmail.com | младший научный сотрудник | Институт этнологии и антропологии РАН (Ленинский пр. 32а, Москва, 119991, Россия)

Ключевые слова

эмпатия, альтруизм, тревожность, агрессия, стресс, студенты

Аннотация

Изучение эмпатии и тесно связанных с ней альтруизма и кооперации — о ​ дно из самых приоритетных направлений в социальной антропологии, психологии и эволюционных исследованиях по всему миру. Цель данной работы — ​в среде современного студенчества оценить уровень сопереживания (эмпатии) людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В наши задачи входило измерение тревожности и агрессии у респондентов, оценка связи этих характеристик с эмпатией, определение степени их изменения под влиянием стресса. Пальцевой индекс 2D:4D был использован в качестве маркера пренатальной андрогенизации. Результаты исследования показывают, что человеческое поведение определяется комплексом тесно связанных между собой социальных (культурных) и биологических факторов. Фемининность сама по себе (как отражение пренатальной эстрогенизации мозга), независимо от воздействия среды, предопределяет большее сопереживание, большее сотрудничество (кооперацию) и более выраженные реакции на стрессирующие стимулы.

Информация о финансовой поддержке

Исследование проведено при финансовой поддержке следующих организаций и грантов:
Российский научный фонд, https://doi.org/10.13039/501100006769 [проект No 18-18-00075]

Буркова В.Н., Бутовская М.Л., Дронова Д.А., Апалькова Ю.И. Эмпатия, тревожность и агрессия у московских студентов // Этнографическое обозрение. 2019. No 5. С. 169–188. https://doi.org/10.31857/S086954150007385-3

Как процитировать на латинице

Burkova, V.N., M.L. Butovskaya, D.A. Dronova, and Y.I. Apalkova. 2019. Empathy, Anxiety, and Aggression among Moscow Students [Empatiia, trevozhnost’ i agressiia u moskovskikh studentov].

Доступ к публикации на портале eLIBRARY.ru